Люди проводят существенную часть своей жизни на работе. Работодатели надеятся, что их сотрудники здоровы, но по факту большинство из них имеют хронические заболевания, со временем возникающие прямо на работе — как результат малоподвижного образа жизни, избыточного веса и табакокурения.
И, конечно, то, что мы едим, напрямую влияет на здоровье клеток, иммунную и эндокринную системы, общую энергичность и настроение. И на самом деле многие с удовольствием будут питаться здоровее, если на работе их будут ждать сбалансированные завтраки, обеды и ужины.
Компании могут компенсировать от 25 до 100% расходов своих сотрудников на еду (в зависимости от условий общественного питания на рабочих местах, политики командировок и программы корпоративного здоровья). Тем не менее, согласно исследованию RAND Employer Survey и DOL Workplace Wellness Study, только 21% работодателей уделяют внимание здоровым продуктам питания в рамках корпоративной программы здоровья.
Хотя многие сотрудники приветствуют, ценят и
охотно принимают подарки и предложения работодателя, связанные со здоровым
питанием, существует несколько подводных
камней, которые следует учитывать,
планируя свои инвестиции в культуру здорового питания.
1. «Культура» здорового питания — это не еще одно условие трудового договора, а способ скорректировать свои привычки, чтобы дольше оставаться здоровым и энергичным, снизить риск возникновения заболеваний. Но многим сложно вылезти из своей скорлупы и принять новые правила игры — на их взгляд, такой образ жизни дороже и может привести к непредсказуемым последствиям, а проверить все можно только на личном опыте.
По иронии судьбы, компании годами кормят своих сотрудников нездоровыми продуктами, размещая в офисах вендинговые аппараты, располагаясь в окружении предприятий питания, где 80% меню — жареное, с высоким содержанием соли, сахара и жира; компенсируют расходы на питание в фаст-фуде — упрощают все настолько, что людям просто не хочется ничего менять в своих отношениях с едой.
2. Понятие «здорового питания» стало очень неоднозначным последнее время: экспертных мнений много, кому верить — непонятно, безопаснее оставить все как есть. Производители зарабатывают на ЗОЖниках обманом, продавая искусственную пользу с помощью маркетинговых уловок: на деле продукты с низким содержанием соли, обезжиренные, без сахара, натуральные и т. д — часто содержат в себе заменители, которые незаметны на вкус, спрятаны в составе, а со временем приводят к увеличению веса, диабету и другим хроническим заболеваниям.
3. Кроме того, очень многие страдают от аллергий и вынуждены следовать персональной диете из-за различных осложнений в организме — все это нужно учитывать при разработке программы здорового питания для всего коллектива.
4. Так или иначе, питание тоже отрезает свой кусок пирога от бюджета компании. И здесь встает вопрос, кто за это отвечает — отдел кадров или закупок, руководитель организации, или (здорово, если такой есть) директор по велнес-программе; может быть, вообще отдел продаж? Все должно быть посчитано и спланировано заранее, ответственность распределена, а руководство — понимать смысл и сроки поставленных задач.
5. Вместо того, чтобы рассматривать продукты питания исключительно как расходы компании, стоит увидеть в них инвестицию в здоровье сотрудников.
Пока расходы на корпоративное питание рассматриваются как затраты, целью будет только снижение затрат. Такие компании, как Google, Microsoft, Zynga и Twitter, предоставляют здоровое питание сотрудникам в качестве бонуса; Начните рассматривать расходы на корпоративное питание как инвестиции в будущее вашей компании, и вы убедитесь, что управлении расходами на здравоохранение и поддержка культуры здорового питания — ключ к качественному функционированию вашего бизнеса.
Рыбаков Иван Александрович
Научный сотрудник ФГБНУ «НИИ медицины труда» (НИИ МТ), главный редактор журнала
«Льготы и Бенефиты», Директор Академии Специалистов Индустрии Здоровья, автор
книги о Корпоративном здоровье.