Пищевое поведение у детей

 Нарушения пищевого поведения и их коррекция

Аппетит (от лат. appetitus — стремление, желание) — это эмоциональное побуждение к приему пищи с заранее предвкушаемым удовольствием от предстоящей еды. Еда с аппетитом, с удовольствием улучшает переваривание и усвоение пищи. Рационально организованное кормление ребенка способствует нормальному становлению его аппетита, развитию вкусовых ощущений, активной заинтересованности в еде. Формирование пищевого поведения, изменения пищевого рациона, происходящие на каждом возрастном этапе, а также их патологическое искажение во многом зависят от внешних условий среды, в том числе воспитания. Если состояние здоровья ребенка на втором и третьем году жизни в целом удовлетворительное, и мать довольна его аппетитом, вопросы питания редко становятся причиной обращения к врачу. В этом случае формирование пищевого поведения ребенка происходит стихийно и определяется принятыми семейными традициями и установками матери к приему пищи. Решающая роль в формировании аппетита принадлежит центральной нервной системе. Раздражителями являются вид, запах, вкус, температура пищи, способ приготовления, время и место приема пищи. Отношение к этим факторам вырабатывается у ребенка с раннего детства на основе традиций питания в семье. На втором году жизни дети охотно имитируют поведение за столом родителей и других родственников. Существуют как позитивные традиции «пищевого стереотипа» конкретной семьи, такие как культура поведения за столом, разнообразное и полноценное (но не избыточное) питание, привычка принимать пищу в определенные часы, так и негативные — обильное и беспорядочное питание, склонность к высококалорийной пище, пристрастие к сладкому, которые передаются ребенку. Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста появляются в силу дискоординации физиологических и психологических процессов в организме, с помощью которых возникает и утоляется чувство голода и наступает ощущение насыщения. Трудно накормить детей эмоциональных, впечатлительных, которых любое незначительное событие способно отвлечь от еды. В значительной степени аппетит и пищевые предпочтения определяются и состоянием ЖКТ. При некоторых болезнях ЖКТ избирательность в еде и резкое ограничение употребляемых продуктов и блюд связано с непроизвольным стремлением ребенка предохранить себя от неприятных болевых ощущений. Возникшие нарушения пищевого поведения могут быть либо сглажены, либо многократно усилены родительским отношением к процессу кормления ребенка. Так, высокий уровень тревожности и эмоционального напряжения матери, излишняя фиксация на теме питания негативным образом влияют на пищевое поведение ребенка, закрепляя патологические привычки. Ребенку с «проблемным» аппетитом особенно важно придерживаться следующих рекомендаций:

• избегать перекусов: в случае необходимости ребенка можно перевести на дробный режим питания, который должен строго соблюдаться в течение дня;

• учитывать особенности нервной системы ребенка: необходимо заранее, до начала еды, дать возможность ему успокоиться, перейти к менее подвижным и эмоциональным занятиям, обеспечить спокойную обстановку во время приема пищи;

• соблюдать ритуалы во время приема пищи: например, полезна совместная сервировка стола с использованием красивых салфеток, яркой детской посуды, интересно оформленных блюд;

• соразмерять количество предлагаемой пищи с возрастом ребенка и его аппетитом;

• не поощрять ребенка лакомствами, в противном случае они обретут в его глазах большую значимость, чем основные продукты питания;

• следить за вкусовым разнообразием пищи;

• при необходимости обеспечить адекватную замену продуктам и блюдам, от которых отказывается ребенок: в ситуации, когда ребенок не воспринимает тот или иной продукт, рекомендуется на время исключить его из питания, а затем предложить вновь. Иногда новое блюдо предлагают не менее 10–15 раз, пока малыш его не «распробует».

Если вкусовые пристрастия ребенка четко определились, нет оснований категорически настаивать на продукте, от которого он упорно отказывается. В этом случае необходимо отвергаемый продукт заменить на другой, близкий по пищевой ценности, и желательно из той же пищевой группы (один вид мяса — на другой, один вид молочного продукта — на другой и т. д.). Например, 100 г говядины могут восполнить такое же количество куриного мяса, 115 г трески, 130 г 18% творога. Альтернативой кефиру может стать йогурт, биолакт, сыр или творог. Яйцо по белковому компоненту заменяет 40 г творога, 30 г говядины или трески, стакан молока. В случае негативного отношения к творогу следует увеличить в рационе количество мяса или рыбы. У детей с нарушенным аппетитом необходимо учитывать их индивидуальные потребности и возможности широких колебаний аппетита.

Любые отклонения в процессе питания ребенка влекут за собой нежелательные физические (биологические) и социальные (психологические) последствия. К негативным физиологическим последствиям относят дефицит пищевых веществ — как макро-, так и микронутриентов, — приводящий к снижению массо-ростовых показателей, эмоционального и мышечного тонуса. В социальном и психологическом аспекте нарушения пищевого поведения в виде избирательного аппетита могут приводить к снижению когнитивных функций из-за дефицита веществ, необходимых для созревания центральной нервной системы (белка, железа, цинка, докозагексаеновой кислоты и др.). Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на психическое здоровье детей раннего возраста, сохранить их физическую полноценность, функциональные резервы и защитные силы.

Объективные выводы о недостаточности питания могут быть сделаны врачом-педиатром только после анализа рациона (дневника фактического питания) ребенка, собранного в течение нескольких дней, а также оценки его соматического и нутритивного статуса.

Общими направлениями психолого-педагогической помощи семье ребенка с нарушениями пищевого поведения являются:

• расширение представлений матери о психологических возрастных особенностях ребенка;

• беседы о негативном влиянии повышенного внимания к процессу кормления, недопустимости выражения негативных эмоций по поводу пищевого поведения ребенка и уважении его пищевых предпочтений, о создании комфортной и эмоционально приятной обстановки во время кормления;

• психотерапевтическая помощь матери с целью повышения ее самооценки.

Психолого-педагогический процесс может осуществляться в следующих организационных формах: персональное и интерактивное консультирование семьи, наблюдение, демонстрация, практическое обучение родителей педагогическим технологиям, просветительские лекции, беседы, психотерапевтические техники, тренинги, а также индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родственников, организация совместной игровой, продуктивной и творческой деятельности.

Источники:

http://www.pediatr-russia.ru/content/natsionalnaya-programma

Шейкина Нина
Сотрудник Академии Специалистов Индустрии Здоровья, научный сотрудник НМИЦ СХХ А.Н. Бакулева

0

Оставьте комментарий

error: Content is protected !!