Исследование невротических расстройств у детей

Сегодня поговорим о результатах исследований невротических расстройств у детей. Для возникновения детского невроза имеют значение биологические, психологические и социальные факторы, общеистощающие вредности.

Развитию неврозов предшествует этап психического перенапряжения, во время которого происходит психологическая переработка личностью травмирующих переживаний с интенсивными отрицательными эмоциями (страх, тревога, обида, беспокойство и т. д.). В случаях значительной силы и стойкости отрицательного аффекта, связанного с психотравмирующими переживаниями, слабости механизмов «психологической защиты», наличии способствующих и внешних условий происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности в результате физиологических механизмов перенапряжения нервных процессов и их подвижности.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Возраст, в котором дети наиболее уязвимы — это  2,3,5 и 7 лет. Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. Особенно подвержены неврозу дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких. Также часто страдают от неврозов дети с нервно-соматической ослабленностью, и дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, являющейся наиболее близким для ребенка лицом в первые годы жизни. Оба родителя испытывают много личностных проблем, и заболевание ребенка можно рассматривать как клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся еще нередко в прародительских семьях.

Особенности клиники невротических расстройств, с точки зрения большинства исследователей, зависят от стадий развития психики ребенка, от возрастного уровня нервно-психического реагирования. Исследователи выделили следующие уровни: 1) соматовегетативный (0-3 года); 2) психомоторный (4 — 10 лет); 3) аффективный (7-12 лет); 4) эмоционально-идеаторный (12 — 15 лет). Возрастной фактор в виде изменений общей и нервной реактивности в критические периоды онтогенеза — кризы в 2 — 4 года, 7-8 лет, 12 — 15 лет.

Общим ведущим причинным фактором психогенных заболеваний являются психотравмирующие воздействия, однако их характер может быть очень различным. Большинство авторов выделяют следующие их характеристики: интенсивность, смысл, актуальность, патогенность, острота, продолжительность, повторяемость, связь с личностными особенностями. Большинство исследователей отмечают следующие типы детских психотравмирующих факторов: 1) шоковые психические травмы; 2) ситуационные психотравмирующие факторы относительно кратковременного действия; 3) хронически действующие психотравмирующие ситуации; 4) факторы эмоциональной депривации. В целом, чем острее психотравма, тем меньшую роль играют личностные особенности.

Наталья Васильева
Клинический психолог, преподаватель АСИЗ, член Национального Общества Нутрициологии и Укрепления Здоровья (НОНУЗ)

0

Оставьте комментарий

error: Content is protected !!