Сегодня ни для кого не секрет, что пищевое поведение играет ключевую роль в коррекции питания и веса1. К сожалению, эта область знания до сих пор остается малоизученной. Сложно разобраться, к какой науке следует отнести пищевое поведение: психология, нутрициология, педагогика?
Сегодня мы рассмотрим последние тенденции в области психологии здорового образа жизни. И начнем со знакомства с авторитетным международным журналом «Аппетит», статьи из которого – бесконечный источник полезных советов для всех поклонников, а тем более лидеров ЗОЖ.
«Аппетит» – международный исследовательский журнал, специализирующийся на изучении воздействия на выбор и потребление продуктов и напитков культурного, социального, психологического, сенсорного и физиологического аспектов. Охватывает проблемы нормального и беспорядочного потребления еды и напитков. Включает исследования пищевого поведения людей и животных. В журнале публикуются исследовательские отчеты, обзоры и комментарии. Регулярно выходят тематические специальные статьи, а также рефераты с конференций, форумов и совещаний специалистов.
Область исследований:
• Влияние психологических, социальных, сенсорных и культурных факторов на аппетит.
• Когнитивные и поведенческие проявления аппетита.
• Исследования беспорядочного пищевого поведения.
• Воздействие на аппетит различных питательных веществ.
• Отношение к пище и поведение потребителей в отношении продуктов питания.
• Психология и этнография пищевых привычек.
• История пищевых культур.
Предлагаю ознакомиться с одним интересным исследованием2, в котором постановка задачи, возможно, даже интереснее, чем сами результаты. Психологи университета Кембриджа (Великобритания) задались целью выяснить, какие хитрости надо применить, чтобы заставить менее образованных и людей с более низким уровнем жизни правильно питаться и оставаться здоровыми. В европейских странах давно разработан индекс социально-экономического положения3 (socio-economic position – SEP),который активно используется в исследованиях в области здравоохранения. Ученые убедились, что зачастую люди без высшего образования, имеющие низкую должность и обеспеченность, питаются хуже, чем люди с более высоким индексом SEP. Ученые отмечают, что за такое поведение отвечает развитие так называемого «когнитивного ресурса»4. Лица, имеющие низкий когнитивный ресурс, потребляют меньше овощей и фруктов и больше мяса и сахара. Люди с высоким когнитивным ресурсом более активно читают статьи по правильному питанию и способны переводить полученную информацию в правильные привычки, а лица с недостатком ресурса, в свою очередь, легче откликаются на рекламу вредных продуктов. Здесь возникает противоречие: ученые разрабатывают новые методы для сохранения здоровья и правильного питания, а изучают их люди с высоким когнитивным ресурсом, которые и так зачастую выбирают правильное питание. Чтобы уравнять шансы на здоровье и благополучие всех слоев населения, ученые отправились на поиск хитростей, которые неосознанно будут подталкивать к правильному питанию.
В данном исследовании были продемонстрированы совершенно банальные на первый взгляд результаты, но ведущие к ясному пониманию процессов пищевого поведения. Изучали так называемый «эффект близости»:
— Пригласили 246 испытуемых, которые по очереди заходили в комнату и выполняли тест Струка на гибкость мышления (107 – со средним образование и 139 – с высшим).
— Испытуемые не знали об истинной цели эксперимента до его окончания.
— Перед 1-й группой ставили тарелку с шоколадными конфетами на расстоянии 20 см, перед 2-й – на расстоянии 70 см.
Во время тестирования делался перерыв, когда испытуемым предлагалось отдохнуть, почитать прессу и угоститься конфетами. Это и было ядро эксперимента.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Достоверно показано в рамках исследуемой группы:
— Аппетит перед тестированием не повлиял на потребность в угощении.
— Нагрузка в виде прохождения тестирования не увеличила потребности в угощении.
— Когда чаша стояла в 20 сантиметрах, 70,7% испытуемых взяли сладости против 53,8%, когда чаша стояла в 70 см (37 человек, которые перенесли чашу, не попали в зачет).
— Порция 27,5 г – когда чаша стояла в 20 сантиметрах и 30,5 – когда чаша стояла в 70 см, что не является значимым.
ГЛАВНОЕ!
Испытуемые с различным уровнем когнитивного ресурса не показали разницы в этом исследовании. Результаты дальнейших исследований дадут основания на законодательном уровне размещать более вредные продукты дальше на полках магазина и уравнять шансы на здоровое питание у людей разного социально-экономического уровня.
1 Пищевое поведение – это все компоненты поведения человека, которые присутствуют в нормальном процессе приема пищи.
2 Jennifer A. Hunter, Gareth J. Hollands, Dominique-Laurent Couturier, Theresa M. Effect of snack-food proximity on intake in general population samples with higher and lower cognitive resource. Marteau University of Cambridge School of Clinical Medicine.
3 Socio-economic position (SEP) – является общепринятой концепцией исследований в области здравоохранения. Каждый показатель измеряет различные, часто связанные аспекты социально-экономической стратификации и может быть более или менее актуальным для разных результатов в отношении здоровья и на разных этапах жизненного цикла.
4 Когнитивный ресурс – это ментальная (интеллектуальная) способность обрабатывать информацию. Данный термин охватывает множество психических процессов, включая аналитические и исполнительные функции (еxecutive functions), которые осуществляют планирование и регулирование мыслей и поведения.
Отличная статья