В настоящее время в психологии нет единого понятия о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии являются данные исследований в медицине, и в частности психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде противоположности «норма-патология». В начале 20 века исследователи считали, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существуют множественные, многообразные ступени.
На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения предлагает следующее определение «нормы»: Норма — модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры, стандарт.
В чем сходятся все исследователи психического мира человека, так это в том, что абсолютных норм не существует, мир очень многообразен. Однако существуют основные критерии психического здоровья по ВОЗ, которые условно связывают с понятием НОРМЫ:
— адекватное поведение в ответ на текущие обстоятельства; адекватное отношение к социуму; способность планирования и сознательного управления своим поведением; гибкость поведения.
— ориентация в себе, ощущение себя отдельным от других, единым внутри себя; сохранение критической оценки своего психического состояния.
— способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды, быть адаптивными.
На сегодняшний день исследователи выдвинули устойчивые модели нормы:
- Статистическая модель – нормально то, что свойственно большинству в популяции – это 70% выборки. Отклонения от среднего показателя определяются как патология. Ограничения этого подхода – не всегда отклонения от средних значений – патология.
- Классическая медицинская модель – нормально то, что связано со здоровьем, а не с болезнью. Недостатки – эта модель сильно упрощает многогранность человека.
- Психометрический подход – тесты – на их основе определяют нормальное распределение. Недостатки модели — не учитываются индивидуальные проявления человека в момент тестирования.
- Социальная модель — нормально то, что соответствует социальным нормам, а любое ненормативное поведение – патология. Недостаток модели — не учитываются культурные особенности, например, различия в поведении итальянцев или китайцев в России.
- Норма, определяемая нашими ожиданиями – если первый ребенок начал говорить в полтора года, то второй тоже должен также, если он заговорил позже – не норма.
И наконец, исследователи определяют следующие УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ:
— психофизиологический – темперамент – то, с чем родился;
— индивидуально-психологический — характер;
— личностное здоровье – смыслы и ценности человека, проявление духовности.
Наталья Васильева
Клинический психолог, преподаватель АСИЗ, член Национального Общества Нутрициологии и Укрепления Здоровья (НОНУЗ)