Детская нутрициология

Сбалансированное питание — одна из главных составляющих здоровья в любом возрасте- приобретает особое значение у детей. При этом чем младше ребенок, тем более значимо влияние питания на его настоящее и последующее развитие и здоровье.

Первые 1000 дней жизни — критический период, когда питание и другие внешние факторы, имеющие эпигенетическое влияние, определяют пути реализации генетической программы, программируют будущее здоровье.

Данные Союза педиатров России показывают, что зачастую врачи-педиатры недостаточно компетентны в вопросах питания детей.  в возрасте 1–3 лет. Возможно, это связано с особым вниманием к организации питания детей на первом году жизни как наиболее уязвимого периода детства. Вместе с тем в период 12–36 месяцев сохраняются высокие темпы роста, развития ребенка, продолжается совершенствование функций отдельных органов и систем организма, что требует адекватного поступления пищевых веществ и энергии, обеспечивающих эти процессы.

В данном возрастном периоде нередко нарушаются принципы рационального питания. Прежде всего, детей по достижении 1 года жизни, как правило, быстро переводят на взрослый «семейный» стол. Это не соответствует возможностям их пищеварительной системы и нередко приводит к избытку поступления основных пищевых веществ или дефициту микронутриентов и, как следствие, нарушениям пищевого, нервно-психического и иммунного статуса детей, развитию алиментарнозависимых состояний, дисфункций желудочно-кишечного тракта. Все это может иметь не только ближайшие, но и отдаленные негативные последствия, приводить к нарушениям физического развития и снижению интеллектуального потенциала, что, безусловно, отрицательно сказывается на здоровье нации.

Статистика

По результатам изучения фактического питания 1813 детей в возрасте 12–35 месяцев в Российской Федерации, проведенного в 2012 г., установлено широкое распространение отклонений от основных принципов рационального питания. Обращает на себя внимание недостаточное потребление овощей и фруктов: 70,9% детей второго года и 65,9% — третьего года жизни ежедневно получают фрукты, и только 46 и 35,4%, соответственно, ежедневно получают овощи. Мясные блюда (включая птицу) не менее 7 раз в неделю получают 48% детей второго года жизни и 56% детей третьего года жизни. Рыба присутствует в рационе с частотой не реже 2 раз в неделю только у 36% детей второго года жизни и 42% детей третьего года жизни. Отмечается также избыточное потребление простых углеводов, как за счет готовых продуктов их содержащих, так и добавления сахара в напитки и блюда при их приготовлении. Получают сладости 3 и более раз в неделю 24% детей второго года жизни и 56% — третьего года жизни. Имеет место и избыточное потребление соли: у 70,7% детей второго и 80% — третьего года жизни мамы дополнительно подсаливают уже готовые блюда.

Таким образом, данные эпидемиологического наблюдательного исследования продемонстрировали, что рацион питания большого числа детей является несбалансированным: в нем в недостаточном количестве присутствуют ценные пищевые продукты — мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, специализированные детские продукты. При этом отмечается высокое потребление сладких блюд и «недетских» продуктов — пиццы, пельменей, сосисок, соусов, чипсов, сладких газированных напитков. Данные нарушения пищевого поведения оказывают неблагоприятное влияние на обмен веществ, состояние органов пищеварения, приводят к недостаточному/избыточному потреблению ряда ингредиентов.

Позиция Американской ассоциации диетологов заключается в том, что дети в возрасте от 2 до 11 лет должны достигать оптимального физического и когнитивного развития, набирать здоровый вес, получать удовольствие от еды и снижать риск хронических заболеваний посредством соответствующих привычек питания и участия в регулярных физических нагрузках. Состояние здоровья американских детей имеет в целом улучшилось за последние 3 десятилетия. Однако число детей с избыточным весом более чем удвоилось среди детей в возрасте от 2 до 5 лет и более чем втрое среди детей в возрасте от 6 до 11 лет, что имеет серьезные последствия для здоровья.

Укрепление здоровья поможет снизить связанные с диетой риски хронических дегенеративных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, рак, ожирение и остеопороз.

Впервые в диетические рекомендации Американской ассоциации диетологов 2005 года была включена отдельная глава и конкретные рекомендации по физической активности. Дети должны заниматься физической активностью не менее 60 минут каждый день. Важность 60 минут физической активности для улучшения самочувствия и предотвращения избыточного веса у детей была подтверждена Американской академией педиатрии в 2006 году.

Особенности правильного детского питания

Возрастной период от 1 года до 3 лет жизни — ответственный этап перехода к взрослому типу питания, имеющий определенные особенности. В питании ребенка  все активнее включаются продукты и блюда домашнего приготовления, но при этом их ассортимент, консистенция, степень измельчения и технология приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых.

При составлении рациона важно придерживаться основных принципов:

  • питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и микронутриентах;
  • необходимо соблюдать разумное разнообразие рациона;
  • важно ежедневно включать в рацион ребенка основные группы продуктов — овощи и фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительные масла;

Суточное количество пищи для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет должно составлять 1000–1200 г, от 1,5 до 3 лет — 1200–1500 г. Для детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5-ю приемами пищи, из которых 3 основных и 2 дополнительных кормления. Дополнительный прием пищи — полдник; также возможны молочный напиток перед сном и/или 2-й завтрак перед прогулкой. При желании мать может прикладывать ребенка к груди 1–2 раза в сутки до 2-летнего возраста.

Соблюдение режима питания для ребенка раннего возраста имеет принципиальное значение. Это способствует выработке условного пищевого рефлекса на определенное время приема пищи, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, своевременную и достаточную секрецию пищеварительных соков, хорошее переваривание и усвоение пищи и в конечном итоге стимулирует аппетит. Предпочтительно, чтобы часы приема пищи оставались постоянными. Отклонения от установленного времени не должны превышать 30 минут. Возможны индивидуальные колебания в объеме потребляемой пищи и в режиме питания. Некоторые дети предпочитают более частые приемы пищи: их следует правильно организовать, избегая стихийных перекусов (нежелательно использование в промежутках между кормлениями соков, булочек, сладостей). Это приводит к снижению аппетита, вытеснению из рациона ребенка важных продуктов питания, способствует развитию кариеса и избыточной массы тела. При построении режима питания ребенка важно следить за правильным распределением продуктов и блюд в течение суток. Оптимальным является, когда завтрак составляет 25% общей энергетической плотности рациона, обед — 30–35%, ужин — 20%, дополнительные приемы пищи около 10%. (2)

Образовательные программы

Нашему обществу НЕОБХОДИМЫ специалисты, которые используют научно-подтвержденные и глубокие знания в области питания детей. На базе Академии специалистов индустрии здоровья вы можете стать экспертом в области детского питания. После прохождения образовательной программы вы станете компетентны в вопросах:

  • Как формировать рациональное питание для детей
  • Повышения успеваемости детей в школе
  • Гиперактивности
  • Планирования корректировочного курса питания
  • Питания «особенных» детей (аутизм, СДВГ, синдром Ретта, эпилепсия)
  • Как анализировать результаты
  • Проблем с настроением
  • Биохимии питания для детей
  • Полноценного развития и роста
  • Возрастных изменений нервной системы ребенка

Программа курса состоит из двух модулей:

Модуль 1

  • Питание для развития потенциала детей
  • Влияние питания на академическую успеваемость
  • Питание и повышение интеллектуальной функции
  • Нейронаука: Детский мозг
  • Влияние питания на IQ и когнитивную функцию
  • Питание для повышения внимания и памяти
  • Питания для развития навыков чтения и письма
  • Мониторинг структуры тела ребенка
  • Подсчет потребностей детей в калориях

Модуль 2

  • Планирование правильного питания для детей
  • Потребность ребёнка в углеводах, протеинах, жирах (3 части)
  • Глюкоза в капиллярной крови: корректировка пограничных значений (2 части)
  • Контроль и корректировка недостатки макро- и микронутриентов («умные жиры»)
  • Ожирение, пищевая зависимость
  • Питание для улучшения настроения и повышения контроля над агрессией.
  • Питание при гиперактивности и СДВГ
  • Питание при аутизме, эпилепсии и синдроме Ретта
  • Неофобии в питании
  • Тренировка вкуса для детей
  • Как начать?

Источники

  1.  https://www.andeal.org/vault/2440/web/JADA_NutrGuidanceHC.pdf
  2. http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog1-3.pdf

Шейкина Нина
Сотрудник Академии Специалистов Индустрии Здоровья, научный сотрудник НМИЦ СХХ А.Н. Бакулева

0

Оставьте комментарий

error: Content is protected !!